Троицкий женский монастырь основан в 1643г - Россия (старый каталог) - Каталог статей - Туризм и паломничество

Костанайский центр туризма и паломничества

Воскресенье, 11.12.2016, 12:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Россия (старый каталог)

Троицкий женский монастырь основан в 1643г
Троицкий женский монастырь основан в 1643г. богатым муромским купцом Тарасием Борисовым, по прозвищу Богдан Цветной на месте деревянной церкви.


По преданию, где-то здесь, на "Старом Вышнем городище", кн. Константином, крестившим Муромскую землю, был поставлен первоначальный деревянный храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. В последствии на этом месте соорудили деревянную Троицкую церковь. Опись 1636г. сохранила ее описание: "Супротив монастыря (Благовещенского) церковь ружная Живоначальные Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обиты железом белым, да в той же церкви придел Бориса и Глеба…. И в церквах Божия Милосердия образа и свечи поставные и сосуды церковные и ризы, и на колокольнице колокола - все церковное строение муромца торгового человека Бориса, Семенова сына, да сына его Богдана".

В 1642 году на месте обветшалой деревянной Троицкой церкви закладывается каменная. Через год поднялся стройный собор во имя Живоначальной Троицы. "Лета 7150 (1642) августа 21 дня начата бысть сия церковь создатися..." "Совершена же бысть сия церковь 7151 году августа 6 дня тщанием и снисканием гостинные сотни торгового человека Тарасия, Борисова сына, по реклому Богдана, Цветнова, во славу и честь Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь", - повествует закладной камень, сохранившийся доныне внутри храма.

В 1643г. Богдан Цветной получил разрешение от Епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.
В 1648г. над Святыми воротами строится миниатюрная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложно шатровым завершением.
В 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика обители.

Главной святыней Троицкого монастыря стал Виленский Крест. Обретение святыни так же связано с именем Богдана Цветнова - героя повести.
В 1663 году Троицкому монастырю дана грамота царя Алексея Михайловича "по челобитию из Муромского Троицкого монастыря игумении Акилине с сестрами...", - о передаче во владение бобыльских дворов у монастыря и освобождении игуменьи от всяких податей за эти дворовые места.
В 1764 году в монастыре проживало 15 монахинь с во главе с игуменьей. В этом же году в обитель переведены монашествующие из упраздненных трех монастырей: Вязниковского Введенского девичьего монастыря (игуменья и казначей с четырнадцатью монахинями) Входоиерусалимской Пустыни в селе Арефино Муромского уезда (настоятельница Александра и три схимонахини); Муромского девичьего монастыря (игуменья Мария, две монахини и две схимонахини).

В 1786 году с целью расширения перестраивается паперть и галерея Троицкого собора.
В 1792г. монастырь пострадал от пожара уничтоживший все келии и деревянные кровельные связи.
В 1805 году в Муроме вновь произошел пожар, от которого в монастыре сгорела деревянная ограда.
В 1807 году на средства вдовы экспедиторши Александры Дмитриевны Неймановой приступили к строительству новой каменной ограды, завершившемуся к 1808г.
В 1810г. развернулись работы по перестройке Трехсвятительского теплого придела Троицкого собора с пристройкой к нему нового придела во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.
В 1865 году на средства Муромского почетного гражданина Алексея Васильевича Еpмакова на территории монастыря устроена каменная часовня, в которую провели воду из городского бассейна. В этом же году его усердием были вызолочены пять глав на Троицком соборе, а на пожертвования его жены Маpии Ефимовны вызолочены главы на колокольне и надвратной Казанской церкви.
В 1885 году было получено разрешение возвести второй этаж над теплым Тpехсвятительским пpиделом. К осени 1886г. стpоительные pаботы завеpшились. Это была последняя церковь, построенная на территории монастыря. В 1898 году сооружен каменный двухэтажный корпус, где 19 сентябpя 1899г. открылась одноклассная женская цеpковно - пpиходская школа с уроками рукоделия. В 1902 году школа стала 2-х классной.

27 сентябpя 1918г. по pаспоpяжению Жилищного отдела г. Муpома три каменных коpпуса заселены рабочими. Монастыpь закpыли в 1921 году.
В 1928 году Пантелеймоновский пpидел занят под аpхив. В 1930-е монастырь находился в пользовании военного ведомства. Собоp, надвpатная цеpковь и колокольня были пpиспособлены под склады.
По pешению гоpсовета 1936 г. пpидел Тpех Святителей и Св. Пантелеимона были pазpушены.
В 1941 году здание Тpоицкого собоpа пеpедано аpтели им. Кpупской под сапожную мастеpсткую на условиях ремонта. Ни в 1940-е, ни в 1950-е гг. pемонт на территории монастыря не производился.

В послевоенные годы келейные коpпуса превращены в коммунальные кваpтиpы. В 1961-1962 годах в монастыpе пpоизведена косметическая pеставpация. В 1970-х годах ансамбль Тpоицкого монастыpя поставлен на госудаpственную охpану как памятник pеспубликанского значения.
15 мая 1991 года ансамбль Муромского женского Троицкого монастыря по просьбе Владимиро - Суздальской епархии передан Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимирской епархии.

ПОВЕСТЬ О ВИЛЕНСКОМ КРЕСТЕ

В лето от сотворения мира 7166, а от Рождества Христова в 1658 году, в июле месяце, в субботний день, в Муроме гостиной сотни торговому человеку Богдану, Борисову сыну, Цветнову прилучилось идти от церкви Божией, от вечернего пения ко двору своему, и когда уже был он, Богдан, против улицы своей, по обычаю обратился к соборной церкви помолиться, и тогда против улицы его Богдана, сидел человек, который, увидев идущего Богдана, пошел за ним в улицу и, настигши его, остановил и вынул из шапки облаченный в бумагу крест поклонный скован из серебра, позолочен, каменеем и жемчугом украшен, который отдал Богдану говоря: прими сей животворящий крест, ибо некогда изволил он у тебя быть.

Но Богдан тут пока не принял креста, а вопросил сего человека, коего града ты и коего чину и как зовут по имени? И тот человек ему Богдану, сказал про себя: я есть житель града Арзамаса, сын боярский, зовут Василием Сергеевым, сын Микулин. Тогда Богдан усомнился, не искус ли какой хочет учинить над ним незнакомец, и спросил: что сей за крест? И он Василий, тогда начал ему, Богдану, сказывать с великими слезами следующее: в прошлом 7165 году, как великому государю Бог помог взять ли товский град Вильну, а он, Василий был в службе. И как вошли в тот град многие воинские люди, которые ворвались в литовскую церковь, за ним и я вошел туда же, намереваясь что-нибудь взять.
Но когда я вошел, все уже было украдено. Только выходя из нее, увидел я, что лежит на помосте церковном сронен сей животворящий крест, который поднял я и привез в арзамасский уезд к себе в дом, где и стоял сей животворящий крест в клети моей до того времени, как в нынешнем 1658 году от Рождества Христова, по указу великого государя, нашу братию начали высылать на службу, и как я стал собираться на нее услыхал спросонья к себе таков глас: Василий! Возьми сей крест и отвези его в град Муром и отдай Богдану Цветному, изволил де тот животворящий крест быть в Муроме в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы.
Я не поверил сему гласу, сочтя его за сонное мечтание. Но после сего во второй день спросонья таков же глас слышу, и тому токож де не поверил и ни во что поставил. За два же дня до поездки моей на службу, спящему мне с великими угрозами опять повторено: отвези сей крест и не держи в дому своем если не отвезешь, где он изволит быть, зло пленен будешь, а за ослушание наказан будешь. Я, убоялся сего страшного предупреждения, и пришел к тебе, возьми сей крест Господень, не сомневайся ни о чем. Кто бы мне велел такое многоценное сокровище отдать тебе, если бы не сам он изволил токо быти? Я тебя и не знаю, только про тебя мне сказано.

Богдан, слыша от оного Василия такие речи, также со слезами тот животворящий крест Господень принял, а его, Василия, взял в свой дом и стал ему давать потребное от богатства своего. Он же страха ради Божия ничего не принял и пошел в путь свой на службу. Тарас же по прозванию Богдан, тот животворящий крест Господень со многою честию и молебным пением поставил в девичьем монастыре, в церкви Живоначальной Троицы на правой стороне, на аналое, где и до ныне благодатью Божией обитается. В том же 7166 году случилось сему Василию быть на службе у Великого Государя и волею Божией под Конотопом на бою взяли его, Василия, в полон Крымские татары и отвезли в Крым, где и был он у них до осени до великого поста. Будучи же в плену, беспрестанно со слезами Бога молил и каялся, прощения прося о непослушании своем и о прочем согрешении, и животворящего креста силу на помощь призывал, чтобы его избавил от поганых татарских рук. И переступив всякий страх и надежду твердо возложив на силу животворящего креста, поскольку веровал, пошел из Крыма с вечера, чтобы убежать из плена, и шел всю ночь: к свету же увидел в стороне лесок, по дороге за ним гонятся татары два человека, и тот лесок пробежали, меня не видя. Лежал же я в том леску до ночи и перед вечером татары еще назад пробежали, браня меня по своему: ушел гяур, маскаран Василий. При наступлении же ночи я пошел на Русь, питаясь травою и кореньем, иногда на стан находил, где шли крымские люди и метали кости, и тем питался. И так помощью животворящего креста вышел в Черкесские города из плена и пришел в город Муром, где и помолился с благодарностью животворящему кресту, и про все он Василий, рассказал, что с ним случилось. Аминь.
Категория: Россия (старый каталог) | Добавил: Тато (28.12.2010)
Просмотров: 280 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Поиск